Кропивницький, Україна adm.iscm@gmail.com

Висновки аудитів

СМИ + НГО = успех!!!

Теорема о том, что тот, кто может управлять информацией, для того не составит особого труда повлиять на общественное мнение и представить события в любом аспекте, причем, когда фактор объективности играет иногда второстепенную роль, давно уже стало аксиомой. Поэтому информацию можно использовать для достижения различных целей. Современный уровень развития коммуникаций только усиливает влияние информационных потоков на повседневную жизнь.
Учитывая то, что вместе с прогрессом развивается и общество, можно сказать, что в данном аспекте время проблемы не решает, а только создает. Поэтому, решая социальные проблемы, которых не лишено современное общество, использование возможностей информационного менеджмента неоспоримо, вопрос только стоит в умении их использовать. Несмотря на то, что такое умение является весьма важным фактором, однако тут еще необходим и профессионализм в написания статей, оформления сюжетов и т.д. Собственно, по этой причине исторически выделилась такая профессия как журналист. Написать статью может каждый, а вот написать ее так, чтобы достичь желаемого результата (ожидаемого действия или, наоборот, бездействия объекта), для этого самого каждого, уже проблематично.
Итак, исходя из выше сказанного, можно сказать, существует спрос и предложение на информацию. Журналисты газет и телерадиокомпаний представляют собой сторону предложения, а кто представляет сторону спроса, перечислять не будем, отметим только, что НГО также не лишены заинтересованности. Эффективность деятельности негосударственных организаций значительно возрастает, если она широко представлена в информационном пространстве, тем самым положительно сказываясь на имидже организаций.
Тем не мене, большим препятствием на пути праведного освещения праведных дел стоит такое препятствие, как вкусы конечного потребителя, то есть читателя, который непосредственно, будет эту газету покупать или выписывать (заинтересованность журналистов), а после читать и делать свои выводы (заинтересованность организаций). А вот читатель как раз и не особо интересуется деятельностью НГО, тем самым норовит погасить весь энтузиазм и желание в журналистах писать статьи, а в работниках организаций что-то делать. Поэтому, можно сказать, что и это есть проблемой, которая требует решения.
Однако будет неправильным сказать, что в направлении решения этой проблемы ничего не делается. Особенностью является то, что можно направлять деятельность на журналистов, а можно и на общественность. Ярким примером решения проблемы дефицита информации о деятельности НГО стала реализация проект Институтом социокультурного менеджмента (г. Кировоград) «Развитие независимого информационного пространства Украины», поддержанного Фондом Евразия, при содействии Центра поддержки творческих инициатив (г. Кировоград) и Кировоградского пессклуба реформ . Проект длился на протяжении 2003 года. Усилия организации были направлены как на журналистов, так и на НГО. Для НГО было издано учебно-методическое пособие «Информационное обеспечение решения социальных проблем на местном уровне» (Азарова Т.В., Абрамов Л.К., 2003).
Однако, большая доля внимания была уделена, непосредственно журналистам. ИСКМ попытался создать благоприятные условия для освещения деятельности НГО средствами массовой информации.
На момент реализации проекта, основными причинами, по которым журналисты не освещали деятельность НГО, считались: редакционная политика в некоторых СМИ и отсутствие «аналитиков» по проблемам развития гражданского общества. Исходя из этого, ИСКМ объявил конкурс на лучшее освещение работы организаций третьего сектора, учредив премии победителям, тем самым заинтересовав самих журналистов в приложении собственных усилий для решения проблемы первой. К тому же были предоставлены все условия для журналистской работы: на базе ИСКМ имеется библиотека с соответствующей литературой, журналистам была предоставлена возможность бесплатного пользования услугами Интернет, а также компьютером, принтером, ксероксом и т.д., а также проведен ряд тренингов для журналистов. Для участия в проекте в целом и конкурсе в частности, требовалось только заполнить анкету участника и желание.
Кировоград и кировоградскую область нельзя назвать безнадежной в плане работы представителей третьего сектора, а как следствие и безнадежной в плане сбора интересных материалов для их последующей публикации. Также, нельзя пожаловаться и на отсутствие печатных изданий, где можно было бы публиковать статьи (насчитывается 3 телекомпании, 5 радиостанций и около 20 печатных изданий). Ко всему этому, в рамках проекта ИСКМ был усовершенствован «3-й сектор и 4-я власть» (www.presscat.org.ua), а также издавался бюллетень «НГО-Информ». Это давало возможность журналистам публиковать свои материалы на всеукраинском уровне.
Тем не менее, когда, казалось, были созданы все условия для журналистов, чтобы они могли писать о третьем секторе, то оказалось, что существует еще одна проблема, о которой никто и не подозревал. Дело в том, что многие «акулы пера» привыкли работать по планово-административной схеме, когда имеется план на некоторое количество статей и вместо того, чтобы отстаивать свою точку зрения, которая может не совпадать с мнением редактора, они просто подстраиваются и стараются написать несколько материалов на разные темы.
Однако, несмотря на вышеперечисленные негативы, мониторинг работы журналистов (проводившийся в рамках проекта) выявил высокие показатели как качественного, так и количественного характера. Благодаря статьям Галины Вдовиченко, посвященным проблеме благоустройства в одном из общежитий, была зарегистрирована общественная организация, которая начала эффективно отстаивать интересы жильцов дома.
Всего на конкурс было предоставлено 116 статей, освещающих проблему общин, НГО, и профсоюзов, а также посвященных решению социальных проблем на местном уровне. Самыми активными участниками, предоставившими наибольшее количество материалов, стали: Виктория Талашкевич (газета «Наша газета»), Светлана Орел (газета «Вечерняя газета»), Светлана Наумова (электронное издательство «Контекст-медиа»). Стоит заметить, что материалы этих журналистов, посвященные третьему сектору публикуются и после окончания конкурса, тем самым активно освещая данную тематику.
Стоит также добавить, что модернизация сайта «3-й сектор и 4-я власть», сделало его более доступным для читателей и журналистов. Благодаря этому, за период реализации проекта услугами сайта воспользовалось больше 9000 посетителей. Этот информационный ресурс поддерживается Институтом социокультурного менеджмента, и развивается, по сей день.
Таким образом, можно сказать, что при построении гражданского общества в нашей стране, для эффективного его преобразования, необходимо решать проблемы, привлекая для этого всевозможные ресурсы как со стороны третьего сектора, так и используя средства массовой информации. И только благодаря эффективному сотрудничеству можно активизировать общественность через активацию журналистов и заинтересованности их в подобной деятельности.

ІСКМ