Кропивницький, Україна adm.iscm@gmail.com

Висновки аудитів

Корректировка текущих планов с учетом факторов риска. Правила стратегического поиска финансов *

Специфика работы общественной организации в кризисных условиях связана с такими аспектами как корректировка текущих планов, учет факторов риска и неопределенности при принятии долгосрочных планов. Это может быть:

       колебания рыночной конъюнктуры, цен, валютных курсов, и т. п;

       неопределенность политической ситуации, риск неблагоприятных социально-политических и экономических изменений в стране;

       внешнеэкономический риск (возможность введения ограничений на гранты западных фондов и пр.)

       неполнота, неточность информации о финансовом положении и деловой репутации потенциальных спонсоров из бизнеса (возможность банкротства, отказ от предварительной договоренности) и пр.

Вот почему составляя стратегический план поиска финансовых средств для организации, необходимо соблюдать следующее правило:

Чем разнообразнее будут источники финансирования, тем стабильнее будет организация.

При этом наиболее оптимальным считается следующее сочетание:

       1/3 финансовых средств организация получит из собственного окружения, от собственной хозяйственной деятельности;

       1/3 средств организации представляют органы государственной администрации и самоуправления разных уровней;

       1/3 от национальных и международных фондов.

Осознать значимость этого подхода к поиску денежных средств помогает иллюстрация, используемая авторами "Порадника для неурядових организаций" (Льв1в: Сполом, 1999, т.1, с. 170-171): "Представим себе, что источники финансирования организации похожи на ножки стола. Мы утрачиваем один источник (т.е. ножку), но стол еще стоит. Это создает для нас шанс отремонтировать его прежде, чем он упадет. Теперь представим себе, что наш стол (т.е. организация) имеет только одну ногу. Как трудно удержать равновесие в этой ситуации. А что может случиться, если мы потеряем и эту ногу?

Если источником финансирования является хозяйственная деятельность, то что может произойти, если эта деятельность в результате изменения в законодательстве будет изменена или очень ограничена? Или в случае, когда основным источником финансирования организации являются гранты зарубежных фондов, что будет, когда они вдруг внезапно утратят заинтересованность делами Центрально-Восточной Европы направят свою помощь в другие регионы земного шара?»  Еще один пример, используемый авторами пособия "Все виршгують грогш" (К.: 1998, с.5), также помогает уяснить значимость и важность разнообразия источников финансирования: "Если организацию представить в виде здания, то процесс фандрейзинга можно сравнить с открытием окон, через которые свежий воздух будет поступать в помещение. Понятно, что чем больше окон будет открыто, тем быстрее воздух в комнате станет чистым и тем дольше он будет оставаться таковым. Поэтому, чем больше источников поступления денег откроет для себя организация, тем эффективнее можно считать ее фандрейзинг."

Разрабатывая стратегию фандрейзинга, важно реально оценить достоинства и недостатки каждого источника финансирования. В этом вопросе можно опираться на рекомендации, разработанные участниками конференции "Возможности и перспективы ресурсных центров России" (Голицино, 28-30 октября 1998 г. Фонд Евразия, Фонд Ч.С. Мотта, Фонд Форда, Институт "Открытое общество").

ГРАНТ:

 

Недостатки

Достоинства

-    Привыкание и зависимость

-    Нестабильность, а что после?

-    Отсутствие гибкости (инерция)

-    Ущерб миссии базовой организации

-    Ограниченная самостоятельность (новые
клиенты)

-   Зависимость от политической обстановки
в других странах

-    Имидж агента империализма

-    Налоговый инспектор

-   Путь известен психологически легче

-   Стабильность, конкретность в
деятельности на длительный срок

-   Устойчивое финансирование
финансирование несмотря на инфляцию и
кризисы

-   Возможность оплачивать труд
квалифицированных специалистов

-   Проще работать с налогами

-   Независимость от органов власти

-   Преимущество перед конкурентами:
бесплатные услуги, возможность
развиваться

-   Возможность иметь и поддерживать свой
имидж (реклама)

-   Доступ к информации и ресурсам
фондов

-   Чувство морального удовлетворения

 

КОМПЛЕКСНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ:

 

Недостатки

Достоинства

- Сложная бухгалтерия

- Большая гибкость в распоряжении

- Сложное налогообложение

деньгами

- Высокий риск

- Надежность, стабильность,

- Трудности в принятии решений

самостоятельность в распоряжении

(два типа мышления)

средствами

 

- Вариативность услуг

 

- Гибкость, ориентация на потребителя

 

- Легче конкурировать

 

- качество услуг выше

 

- Расширение клиентуры

 

- Привлечение квалифицированных

 

специалистов

 

- Временные творческие коллективы

 

- Выбор направлений деятельности

 

- Обучение специалистов

 

- Улучшение технической оснащенности

 

- Улучшение морального климата

 

- Многоканальное финансирование

 

- Подготовка к самостоятельному

 

существованию

Планируя поиск финансов для деятельности организации, важно помнить о том, что фандрейзинг должен создавать условия для непрерывных нововведений и творчества. Вот почему рекомендуется иметь финансовые средства как минимум на 6 месяцев вперед. Это требование необходимо соблюдать даже в том случае, если вы уже заручились! поддержкой спонсора, ведь в последний момент он может изменить свое мнение, а на; поиски нового источника финансирования уйдет много времени.

Опыт эффективной фандрейзинговой деятельности НГО позволяет сформулировать следующие общие правила сбора денег:

     Просите. Никто не даст деньги до тех пор, пока его не попросят.

     Обращайтесь к потенциальным донорам. Учитывайте, что люди различаются между собой

     Некоторые более склонны делать пожертвования, чем другие.

     Продолжайте постоянную работу с теми, кто уже продемонстрировал свою склонность пожертвованию.

     Помогайте донорам выполнять свои обещания. Создавайте ситуацию, когда донор не может игнорировать своих обещаний о помощи.

     Подавайте собственный пример, Если вы обещаете провести вечер для сотрудников донорской фирмы, сделайте это.

     Говорите конкретно о вашем предложении.

     Разбейте большие проекты (мероприятия) по сбору денег на более мелкие составляющие элемент и убеждайте сотрудников в необходимости сосредоточения внимания на них.

 

 * -  Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Фандрейзинг для НГО – Кировоград: ЦПТИ, 1999 – 92 с., глава 2.

 

ІСКМ