Стратегия фандрейзинга - это основные тенденции поиска финансовых ресурсов для реализации миссии организации. Свое реальное выражение стратегия находит в осуществлении оптимального выбора, который делают НГО для привлечения денежных средств.
В реализации фандрейзинговой стратегии организация должна продемонстрировать потенциальным спонсорам, что она заслуживает поддержки, что общественные деньги и человеческие усилия находят в ней хорошее применение. Поэтому фандрейзинг не может отделяться от общих процессов, которые происходят в НГО. Плохо зарекомендовавшая организация скорее всего не сумеет привлечь деньги. И, напротив, организация, успешно реализующая один проект, имеет больше шансов на получение финансовой поддержки для воплощения в жизнь другого проекта. Следовательно, на эффективность фандрейзинга влияют предшествующие успехи организации.
Фандрейзинговая стратегия определяется двумя тенденциями, на основе которых сегодня происходит развитие организаций, входящих в третий сектор общества.
С одной стороны, это -стремление к независимости, автономии от политических партий, государственных институций и бизнеса. Эта направленность порождена самой природой общественных организаций, предназначенных для решения таких социальных проблем, которые в данный момент не могут решаться ни государством, ни рынком. Благодаря принципу добровольности, организации третьего сектора создают благоприятные условия для укрепления индивидуальной инициативы и поиска нетрадиционных, новаторских путей решения важных социальных проблем. НГО следят за тем, чтобы государственные и коммерческие структуры несли ответственность перед обществом, а для этого они должны освобождаться от государственного контроля и служить своим четко определенным общественным интересам.
Итак, для реализации своих целей негосударственные организации должны быть независимыми от государства и бизнеса. В то же время они, опираясь на самоуправление, должны использовать услуги добровольцев и финансовую помощь со стороны.
Другая тенденция - это интеграционные процессы, происходящие в современном обществе. Объединение осуществляется благодаря наличию проблем, являющихся общими как для общественных организаций, так и для местной администрации и бизнеса. Это обстоятельство побуждает негосударственные организации искать сообщников для реализации своих задач в государственных и коммерческих структурах и прежде всего в сфере спонсориата.
Своеобразно в этом аспекте складываются взаимоотношения НГО с государственным сектором. Общественные организации, боясь утратить свою автономию от государства и попасть к нему в зависимость, с недоверием относятся к государственным структурам, наделенным функцией распределения бюджетных средств. Что касается бизнеса, как источника привлечения денежных ресурсов, то НГО к ним относятся более доверчиво и лояльно, поскольку за свои деньги коммерческие структуры не вмешиваются в деятельность НГО, а требуют лишь определенной отдачи, например, в виде рекламы своей продукции.
* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Фандрейзинг для НГО - Кировоград: ЦПТИ, 1999 - 92 с., глава 2