Кропивницький, Україна adm.iscm@gmail.com

Висновки аудитів

Функции, виды, средства общения *

ОБЩЕНИЕ - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Стороны общения:
Коммуникативная - состоит в обмене информацией между общающимися людьми
Интерактивная - состоит в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями (организация взаимодействия между людьми. Например, нужно согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения собеседника).
Персептивная - означает процесс восприятия друг друга по общению и установлению на этой основе взаимопонимания.
Каждая личность выполняет множество функций: служебные (начальник, подчиненный, ученик, врач, педагог); семейные (мать, отец, муж, жена, сестра и т.д.), что и обусловливает разные виды общения.
ФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - общение, обусловленное социальными функциями и регламентированное как по форме, так и по содержанию.
НЕФОРМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ - наполнено субъективно-личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшие формы неформального общения -любовь и дружба.
Человеку свойственно стремление к неформальному общению, к раскрытию внутреннего склада своей личности. Способность устанавливать неформальное общение зависит от:
- черт личности (направленность на общение, доверие, не замкнутость);
- обладания "техникой" общения (установление контакта, умение видеть и понять другого) и т.д.
В зависимости от того, насколько ярко проявляются отношения, различают следующие виды общения:
ЯЗЫК - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания
ИНТОНАЦИЯ - эмоциональная выразительность которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе
ЖЕСТЫ как средство общения могут быть общепринятыми т.е. иметь закрепленные за ними значения или экспрессивными, т.е. служить для большей выразительности речи
МИМИКА поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы
РАССТОЯНИЕ, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций от степени доверия к собеседнику.
Во время деловых встреч, бесед, переговоров очень важно контролировать свои жесты, мимику, а с другой стороны - не менее важно уметь "читать", понимать внутренние реакции своих партнеров. При этом следует иметь ввиду, что интерпретация элементов невербального общения не всегда является однозначной.
Владея языком жестов, мимики можно переубедить собеседника в том, что не является достаточно убедительным. Важная роль принадлежит расположению людей  в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте: 15 см - 45 см

ИНТИМНАЯ ЗОНА - в нее допускаются близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, прикосновении. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается как покушение на его неприкосновенность. 45 см - 120 см
ЛИЧНАЯ ИЛИ ПЕРСОНАЛЬНАЯ ЗОНА для обыденной беседы с друзьями и коллегами. Предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор. 120 см -400 см
СОЦИАЛЬНАЯ ЗОНА обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах и других служебных помещениях, как правило с теми, которых не очень хорошо знают. свыше 400 см
ПУБЛИЧНАЯ ЗОНА подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.
МИМИКА - движение мышц лица, опережающее внутреннее эмоциональное состояние человека.
Глаза, взгляд, лицо человека могут сказать больше. Чем произнесенные слова. Так замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет) если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Деловой взгляд фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание атмосферы делового партнерства.
Светский взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы непринужденного общения.
Интимный взгляд направлен ниже лица собеседника (до уровня груди). Такой взгляд говорит о большой заинтересованности друг другом в общении.
Взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику,
Лоб, брови, рот глаза подбородок выражают основные человеческие эмоции. Легче распознаются положительные эмоции: радость, удивление. Труднее воспринимаются отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение и т.д.).

* - Азарова Т.В., Абрамов Л.К. Общественно-деловые отношения НГО - Кировоград, ЦПТИ, 1999 - 80 с.

 

 

 


 

 

ІСКМ